В общем-то, понятно, за что эта игра сразу полюбилась массам. Как по графике, так и по обилию игровых возможностей она заметно отличалась от других браузерок. Однако, популярность мало завоевать, не менее важно остаться «в топе». Удалось ли это «Точке Отсчета»? Это мы попытаемся выяснить в данной статье.
Сюжет
Апокалиптические картины постъядерного мира, навеянные нам Fallout’ом, давно будоражат наше воображение. Видимо, разработчики тоже подпали под это влияние, и наваяли некую «вариацию на тему». Если говорить вкратце – совершенно внезапно случилась всеми уже давно ожидаемая ядерная война. Потом – и это закономерно – наступила ядерная зима. Люди долгие десятилетия страдали в теплых бункерах, а затем выбрались все-таки на поверхность. Только они успели подняться с колен и показать миру, что человек еще жив, как-то неожиданно началась вторая война. Ужасные мутанты решили истребить людской род, но внезапно передумали. Пока они думали, на всей планете остался единственный город, населенный людьми (тот факт, что это оказалась Москва – явный ответ российского разработчика западному). Сюжет, с одной стороны, банален до отвращения, с другой – если бы здесь имела место гениальная задумка, по-новому освещающая, например, взаимоотношения человека и окружающей среды, то это был бы роман, или кинофильм, или полноценная РПГ, но никак не браузерное развлечение. В конце концов, тут есть довольно много творчества в виде дневников игроков, текстовых описаний и т.п., что как-то скрашивает наблюдаемую картину.
Ролевая составляющая
Данный фактор в подобных проектах обычно сводится к многим неделям ежедневной прокачки персонажа до долгожданного n-го уровня, после которого можно гордо заявить о себе таким же маньякам. Конечно, эта игра не исключение. Однако, тут есть парочка «но».
Во-первых, до появления «Точки Отсчета» я что-то не припомню браузерных РПГ, в которых мы могли вести вполне вменяемые и даже приятные диалоги с NPC.
Во-вторых, здесь есть квесты, которые хоть и недалеко ушли от традиционного «подай-принеси-убей», тем не менее подаются в красивой упаковке. Персонажи говорят не в стиле «о великий воин, мне для колдовства срочно нужна собачья кость, принеси мне ее!», и это приятно. Плюс, греет душу периодически встречающаяся диалоговая возможность не просто отказаться от задания, но еще и послать квестодателя куда подальше (все цензурно!).
В третьих, по крайней мере большинство квестов не повторяется, что избавляет от нудной необходимости выполнять одно и то же задание снова и снова.
В четвертых, наконец, разнообразные описания, которые игрок зачастую получает от разного рода NPC, все-таки погружают в какую-никакую, но атмосферу мира.
В остальном, конечно, о ролевой составляющей немного что можно сказать. Впрочем, и здесь у TimeZero есть довод в свою защиту: хотите полноценной рпг, покупайте какую-нибудь PC role-playing game. Как вариант – играйте в DnD при помощи кубиков. В браузерных играх хардкорному ролевику пока еще нечего ловить.
Графика
Перед моими глазами уже успела пронестись целая череда удручающих картин из раздела «браузерные игры». Большинство из них сделано на коленке, рисовано в PaintBrush’е, и, в результате, пустует. В отличие от них, TimeZero лично мне радует глаз. Несмотря на повсеместное распространение 3D технологий, шейдерных эффектов и прочих графических достижений, здесь все еще есть на что посмотреть. Фоновые картинки локаций тщательно прорисованы, NPC выглядят живыми и даже иногда довольными, а, зайдя в магазин оружия, я чуть не прослезился, увидав там внушительный набор винтовок, бронежилетов и прочей экипировки. Бои анимированы, трава в локациях зеленеет, интерфейс приятен и ненавязчив – в общем, над этой частью игры разработчики изрядно потрудились.
Игровая система
С одной стороны, игровая система явно унаследована от предшественников. В списке характеристик мы видим уже приевшиеся Силу, Ловкость, Интуицию, Выносливость, Меткость и Интеллект, каждая из них на что-то там влияет. Согласуясь с прихотливой логикой разработчиков, изначально у персонажа присутствуют все параметры, кроме последних двух. Особенно жутко было смотреть на цифру «0» напротив параметра Интеллект у только что созданного персонажа. Как-то неуютно чувствовать себя умственно эквивалентным собственной портянке. Но – это уже издержки традиции, в конце концов, на втором уровне можно исправить такое положение вещей. Я этого делать не стал :).
С другой стороны, в нагрузку даются системы навыков, профессий и развитое дерево перков. Рассмотрим это все подробнее.
Навыков девять – начиная с «Холодного оружия» и заканчивая «Электроникой». Навык качается при использовании соответствующих предметов. Так, применив пистолет на врага, иначе говоря – выстрелив в крысу, вы немного увеличиваете навык «Легкое оружие».
Перки – это своеобразные способности, каждая из которых по-своему влияет на свойства и действия вашего персонажа. Перки берется только один раз, и для большинства из них есть какие-то требования. Таким образом, взяв один перк, вы получаете возможность на следующем уровне взять другой. Изначально есть всего несколько стартовых, так что стоит подумать, какого персонажа вы хотите иметь в итоге – если вы, конечно, собираетесь играть в эту игру.
Профессии представляют собой некий пакет эффектов, создающих из персонажа законченную специализацию. Чтобы получить профессию нужен минимальный уровень и прочие условия, для каждой профессии – свои. Так, чтобы стать Псиоником нужно пройти квест, Торговец должен заплатить 800 монет, а Каторжник должен попасть «на зону». Профессии в течение игры можно менять, так что выбор не фатален.
В игре представлен широкий спектр экипировки. Выше я уже писал, как облизывался, глядя на гранатомет «Шмель» и штурмовую винтовку FN 2000, выбор снаряжения действительно широк. Все это можно покупать, а можно делать самому. Для этого добываются разнообразные ресурсы. Одно лишь но – чтобы что-то делать, нужно самому организовать заводик. Поверьте, это непросто. Зато, в тяжелые минуты уныния, вы всегда можете вспомнить о том, что вам можно строить здания. Когда-нибудь. В будущем.
Игровой процесс
Здесь TimeZero не привнесла ничего кардинально нового по сравнению с другими online rpg. Кач, фарминг, фарминг, кач. Говоря словами поэта – «Битва, высоко травмоопасная». Другое дело, что процесс сей все-таки разнообразен, и последствия его относительно приятны. Хотели построить небольшое постъядерное поселение? Стройте. Призвать толпу монстров на свою сторону? Вперед. Убить толпу мобов в одиночку? Конечно. Увлекательно? Кому как.
Не смотря ни на что, бой в общем интересен. Да, здесь, как и в БК, имеет смысл отвратительная угадайка «куда сейчас мне ударит мой враг?», но у вас будет много альтернативных возможностей переломить ход битвы. Да и вариантов-то всего пять: голова, две руки, торс и ноги. Я на руки вообще не обращал внимания :) Куда важнее то, что вы ходите по хексам и планируете ход с помощью очков действия – огромный задел для тактического планирования. На первом уровне, к примеру, вполне возможно победить персонажа противника, бегая от него и кидаясь обычными камушками: ничего, что каждый удар снимает по единице урона, главное, что вы выходите без единой царапины. И это уже на первом уровне! Тактика, однако.
Кроме персонажей других игроков, есть и монстры. Монстров убивать, в общем-то приятно – искусственный интеллект звезд с неба не хватает. А хочется драйва – есть Арена или опасные пустоши вокруг города…
Платные сервисы
Платные сервисы в игре есть. Помимо разного рода некритических удобств, вы можете покупать игровую валюту за неигровую. Если в клиентских mmorpg приходится пускаться на не одобряемые администрацией ухищрения, здесь это абсолютно легально. Что ж, кто платит, тот и заказывает музыку, а бесплатный пользователь спокойно может фармить. Упорство и труд все перетрут.
Баги
Ошибки и глюки в игре тоже есть. Их там порядочно, на самом деле. Впрочем, они незначительны, и кроме приторможенного режима диалога я ничего отмечать не стану – не стоит оно того.
Заключение
В общем, эта игра вполне сможет вас заинтересовать. Если, конечно, вы вообще способны увлечься браузерной рпг, основанной на повторении схожих действий и лишенной реалистичности, скажем, современных трехмерных гонок. Конечно, кое-что здесь уже устарело, а многое присутствует во многих других играх. Однако, следует помнить, что среди браузерных игр это самое многое появилось сначала в TimeZero, а затем его «заново придумали» и другие. А посмотреть есть на что, и народ все прибывает. Относительно недавно, к примеру, игра перестала помещаться на одном сервере, и открыли новый. Прогресс есть, а от добра добра не ищут.